?

Log in

No account? Create an account

< Шаг назад | Вперед! >

На смерть Бергсона

В Париже в возрасте восьмидесяти двух лет скон­чался Бергсон. В его лице умер самый типичный пред­ставитель целой эпохи французской философии. В этой связи важно, особенно в современных условиях, извлечь уроки, которые следуют из содержания и влияния бергсонизма. Мы это сделаем в специальном очерке. Здесь же ограничимся несколькими замечаниями.

Смерть Бергсона вызвала в немецкой прессе (на французском и немецком языках) поучительные коммен­тарии. Первая заметка, опубликованная в переводных парижских газетах, обошла молчанием «неарийский» характер Бергсона и указала в довольно слащавом тоне, что его философия способствовала «подготовке нового мира». Другая заметка, опубликованная в «Pariser Zeitung» и предназначенная, следовательно, в первую оче­редь немецкой аудитории, была чуть менее любезной. В ней подчеркивалось, что Бергсон не был «арийцем», но выражалась похвала его «критике материализма», хотя утверждалось, что она закончилась безрезультат­но. Бергсонизм был определен как «переходная филосо­фия», что на демагогическом языке расизма означает, что Бергсон подготовил место обскурантизму «XX века».

Тон нацистской прессы свидетельствовал, таким об­разом, одновременно как о почтении, так и любопытном смущении. Из того Бергсона, который попал под анти­еврейские законы и был бы отрешен от должности, если бы еще преподавал в Коллеж де Франс, итальянский фашизм так же, как и гитлеровский расизм, извлек мно­жество идей. «Статика» и «динамика» стали обычными терминами словаря Муссолини, который, как Бергсон, делил капиталистические государства на «статические» и «динамические» в зависимости от того, извлекали они выгоду от Версальского раздела или желали как госу­дарства «Оси» нового раздела в свою пользу. Точно так же, когда в своем докладе в Париже Розенберг назвал Германию «глубинной жизненной твор­ческой силой» и «истинной ценностью жизни», он вос­пользовался лозунгом, который выдвинул Бергсон для Франции в 1914—1918 гг. Наконец, «суд над разумом» так же, как и превозношение инстинкта и «интуиции», широко использовался во всем мире всеми формами реакции. «Pariser Zeitung» отмечала, что в лице Берг­сона французская философия снова завоевала мировую аудиторию.

В действительности же философия Бергсона есть нечто совсем иное, чем французская философия. Более того, она есть нечто иное, чем вообще философия.

Французская философия развивается от Декарта к Дидро и приходит к материализму XVIII в. На протя­жении XIX в. философское учение энциклопедистов больше не развивалось во Франции. Развитие этой фи­лософии было осуществлено диалектическим материа­лизмом Маркса и Энгельса, которые возродили фило­софский материализм, соединив материалистическую концепцию, выросшую на почве наук, с диалектическим методом, освобожденным от идеалистической мистики Гегеля и примененным материалистически.

В ходе этого развития официальная философия во Франции стремилась предать забвению наследие энцик­лопедистов, и после краха «философии божественного права» официальной философией Третьей республики становятся различные формы кантовского идеализма.

Развитие, которое привело к его возрождению, было ознаменовано в первую очередь успехами позитивизма Огюста Конта во времена Второй империи.

Этот позитивизм не был материализмом. Отождест­вление позитивизма с материализмом допускали цер­ковь и философы-идеалисты, стремясь дискредитировать материализм с помощью позитивизма, а позитивизм — с помощью материализма.

Позитивизм в противоположность материализму является агностическим учением. Он отрицает возможность познания действительности как таковой. Кроме того, согласно позитивизму Огюста Конта, простое приз­нание существования материи уже выходит за пределы компетенции действительного знания и относится к «ме­тафизике». Таким образом, это учение становится «стыд­ливым идеализмом».

Но поскольку позитивизм в то же время утверждает, что существование бога тоже находится за пределами возможностей «позитивного» знания, то он был для многих ученых, как писал Энгельс об агностицизме Гексли, «стыдливым материализмом». По этой причине с ним боролись теология и идеализм.

По сравнению с французским материализмом XVIII в. позитивизм Огюста Конта был шагом назад, так же как социально-политические идеи основателя «религии человечества» представляли собой шаг назад по сравнению с утопическим социализмом Сен-Симона, учеником которого он был вначале и многие фундамен­тальные идеи которого он воспринял, исказив и вульга­ризировав их.

В свою очередь французское «неокантианство» в его различных формах было шагом назад по отношению к позитивизму. Действительно, оно с самого начала толкало агностическое кантианство в объятия теологии. «Критическое устремление» становится все более односторонним. В плане познания «критика» отказывается от науки, чтобы расчистить место теологии. Это отчет­ливо видно у Ренувье, Лашелье и Бутру.

Так создается почва для развития и успехов бергсонизма.

Начиная с работы «Непосредственные данные созна­ния», Бергсон определяет свое место «справа» от наи­более идеалистических представителей кантовского идеализма. Он объявляет войну «кантовскому реляти­визму», признавая правомерность метафизики. С другой стороны, он утверждает, что путь подлинного познания иррационален.

Стоя на таких позициях, Бергсон формулирует три требования: он требует встать выше «устаревшей» про­тивоположности материализма и идеализма; он требует опираться на факты, а именно на «психологические» факты; он претендует на открытие оригинального мето­да познания: интуиции.

«Критика» науки и разума, а также философских учений, более или менее опирающихся на них, сопро­вождалась чрезмерными обещаниями.

Бергсон вернулся к позициям, которые были преодо­лены философским материализмом XVIII в.; тем не ме­нее он представлял свою философию как «новую» фи­лософию. Он проповедовал идеализм и в то же время утверждал, что преодолел противоположность материа­лизма и идеализма. Он отрицал возможность научного познания действительности и в то же время заявлял, что говорит от имени «высшего» научного знания.

Таким образом, Бергсон идеализировал регресс, си­стематически превращая негативное в позитивное, шаг назад в шаг вперед, уничтожение в жизнь, а низшее в высшее. С этой целью он создал мифологию, которой легко манипулировать и которая предназначена прежде всего для того, чтобы скрыть реальное развитие фило­софских проблем и фактическую постановку проблем в философии, — мифологию, которую можно было бы применить и в других случаях. Так, например, бергсоновское различение статики и динамики начало свой путь в работе «Непосредственные данные сознания» и закончило его в речах Муссолини.

Именно в искусстве маскировки бергсонизм имел особый успех. Поэтому его распространению благоприят­ствовали определенные церковные круги, и он оказал большое влияние на некоторых философов, позднее теоретики фашизма заимствовали у него многие образы и выражения.

Влияние бергсонизма имело для Франции ряд по­следствий. Оно подготовило почву для большего распро­странения ортодоксального томизма католической церк­ви и вообще облегчило возврат философии к теологии; оно в значительной степени способствовало проникнове­нию во Францию таких откровенно обскурантистских философских доктрин, как «феноменология»; оно приве­ло французскую философию вплотную к «мифу XX ве­ка». Благодаря своему значительному распространению бергсонизм способствовал созданию благоприятной почвы для идей, служивших идеологической подготовке фашизма. Отсюда и те затруднения, которые испыты­вает гитлеровская пресса в связи с Бергсоном, и та оценка, согласно которой этот философ трудился «ради создания нового мира», хотя и не пришел к «правиль­ному выводу».

Нельзя объяснить эволюцию французской филосо­фии, если рассматривать ее абстрактно, в отрыве от тех социальных условий, в которых она возникла.

Энгельс обратил внимание на отказ буржуазии XIX в. от материализма, который был «теоретическим знаменем» ее революционных предшественников. В XIX в. ее лозунгом становится: «религия должна быть сохранена для народа», и она снова заключает мир с церковью.

Во Франции крупная буржуазия продолжает скаты­ваться к идеологической реакции, особенно после Ком­муны, то есть как раз при Третьей республике, которая предоставляет ей безраздельную власть.

Именно эта буржуазия является тем социальным ис­точником, который питал борьбу против позитивизма, широко распространенного среди светской мелкой бур­жуазии и франкмасонов. И хотя учение Огюста Конта получало поддержку в интересах борьбы с материализ­мом, оно тем не менее подверглось критике, как только создавалось впечатление, что опасность возрождения материализма миновала. Находясь в состоянии неустой­чивого равновесия, все время колеблясь между идеа­лизмом и материализмом то в сторону «стыдливого идеализма», то в сторону «стыдливого материализма», внося во всех случаях большую путаницу, позитивизм отражал в высшем плане философской идеологии не­устойчивое положение мелкой буржуазии, которая сама занимает промежуточное положение между буржуазией и пролетариатом. Благодаря своей идеалистической кри­тике науки и отрицанию материализма он получил под­держку также в рядах социалистической партии как противовес марксизму. Свое наивысшее философское выражение буржуазные демократы или представители мелкой буржуазии нашли в агностицизме в форме по­зитивизма или кантовского идеализма.

Это был особенно нерешительный агностицизм, де­лающий уступку за уступкой теологической мистике. Эти уступки в свою очередь были отражением тех усту­пок, которые из страха перед пролетарским движением готовы были на практике делать эти демократы в смыс­ле отрицания демократии. Вот почему неокантианство тоже получило поддержку радикальной и социалистиче­ской партий.

Философия Бергсона выражает очищение официаль­ной идеологии Третьей республики от материалистиче­ского наследия и «новую» ориентацию. Не без веской причины бергсонизм мог быть использован «идеологами» фашизма, ибо бергсонизм — это философия, которая действует в сфере влияния империалистической буржуа­зии. Его тема «жизни», разрабатываемая также писате­лями, которые, особенно в Германии, занимали анало­гичную позицию, относится не к биологии, а к экономи­ке и социологии. Его «жизненный порыв», представлен­ный как факт природы, является в конечном счете «жиз­ненным порывом» как выражением экспансионистских стремлений империализма.

Бергсоновское отрицание науки, его суд над разумом и иррационалистическая ориентация его философии от­ражают не только влияние церкви и влияние буржуазии вообще, обратившейся к спиритуализму. Эта философия уже несет на себе печать враждебности к науке и разу­му и не ссылается, как церковь, на старое отрицание, а прибегает к новому и исступленному отрицанию; она выражает не просто возврат к старому status quo, но также желание разрушения; она означает «новый», го­раздо более глубоко и тотально реакционный дух: дух империалистической буржуазии. Вот почему бергсонизм мог способствовать возврату к святому Фоме, идя даже дальше святого Фомы; вот почему он выдвинул на пер­вый план своей философии такие «динамические» темы, как жизнь, инстинкт и т. д., подводя, таким образом, философию к розенберговским мифам.

Сам Бергсон оказался в состоянии довольно неустой­чивого равновесия. Его ученик Леруа с помощью бергсонизма пытался соединить томизм и идеализм Беркли; его другой ученик, Шевалье, в правительстве Виши сле­дит за аризацией французского образования.

Знаменитые бергсоновские опровержения так же, как и открытия Бергсона, в том числе и его «открытия» в психологии, суть мифы. Вся философия Бергсона со­стоит из одних приемов, рецептов и уловок.

Мы говорим здесь не о личной психологии Бергсона. «Идеолог», который транспонирует, не обязательно это осознает. Но вопрос об «искренности» индивида относится к проблеме его нравственности, а не к содержанию и значению его идей, по крайней мере пока недостаток искренности не станет фактором, оказывающим прямое влияние на его деятельность, и не обнаружится с по­мощью анализа.

Случай современных представителей идеализма в этом отношении весьма сложен. Поскольку в их работах часто встречается утверждение о -том, что не существует другой формы материализма, помимо вульгарного меха­нистического материализма, то не известно, следует ли отнести это грубое замалчивание диалектического мате­риализма за счет невежества, недостатка искренности или и того и другого одновременно.

Анализ творчества Бергсона показывает, что оно представляет собой не новые знания, а новые уловки. Новые знания в философии связаны с развитием фран­цузской философии, то есть с материализмом, который из механистического, каким он был у энциклопедистов, стал благодаря Марксу и Энгельсу диалектическим, об­новляясь в свете научных открытий XIX в.

Наступление обскурантизма накануне войны было только угрозой. Сегодня после поражения он стал реальной опасностью. Борьба против обскурантизма, ко­торый располагает в настоящее время как силами окку­пантов, так и государственным аппаратом, не может быть только теоретической. Но она не может быть и исключительно практической. Практическая борьба должна быть поддержана борьбой в области идей.

«Суд над разумом», «критика науки» и т. д. получа­ют в фактах, свидетелями которых мы являемся в усло­виях оккупации и антинациональной реакции Виши, свое конкретное объяснение. Таким образом, выясняется их подлинное содержание и завершается их философское существование.

Так реализуются условия возрождения французской философии: одновременно через возврат к великой традиции энциклопедистов и через усвоение ее по­следующего развития в диалектическом материализме. Это возрождение, несомненно, произойдет в борьбе, ко­торая вернет слову «философ» тот смысл, какой оно приобрело в XVIII в., так как вместе с нацией, борю­щейся за свободу и независимость, будут идти француз­ские философы, борющиеся за просвещение. 

G. Politzer. Apres la mort de M. Bergson. «La Pensée libre», № 1, fevrier 1941 (подпольное издание, выходящее в свет вслед за «La Pensée»).

Ж. Политцер «Избранные философские и психологические труды»

Comments

( Ознакомиться с обсуждением резолюции ЦК - 4 — Внести ценное предложение )
alexfroloff
20 янв, 2008 19:17 (UTC)
Мих. Лифшиц:
"Вот еще одна странная история. В 1940 году престарелый Анри Бергсон в сопровождении сиделки отправился на регистрацию в немецкую комендатуру Парижа. Говорят, что это был его последний выход — всемирно известный мыслитель скончался, не дождавшись Освенцима. Кто может сказать, что этот человек не был талантлив и по-своему честен? Последнее доказано, между прочим, тем, что он пожелал разделить судьбу своих соплеменников, хотя давно отошел от еврейства.
И все же существует один непреложный факт. Анри Бергсон был лидером нового философского направления, которое в начале века совершило далеко идущую переоценку ценностей. Он раньше других объявил шах королю — поставил вопрос об отречении разума от его наследственных прав. С этого времени все изменилось в царстве идей. На первый план вышли бароны витальной силы и жизненной активности. Страдание упало в цене, жестокость стала признаком благородства. Бесчисленные поклонники Бергсона и Джемса еще до первой мировой войны созрели для идеалов насилия. А впереди уже виднелись другие фигуры".

http://mesotes.narod.ru/lifshiz/isssm/is-2.htm


Монтерлана («Le Songe», 1922) в поисках «отрицания ума и сердца» стреляет в лицо первому немцу, поднявшему руки вверх.

Само собой разумеется, что все это не было чисто французским открытием. Напротив, по ту сторону Рейна происходила еще более мрачная эволюция. Никто не подозревал, что хилая «воля к власти» мыслителей-декадентов может привести к такой реальности, как расовые законы третьей империи. Какая дьявольщина вмешалась в эту игру? Не наше дело; довольно того, что это произошло.

rexy_craxy
20 янв, 2008 19:42 (UTC)
Спасибо.
kons2006
30 янв, 2008 20:11 (UTC)
Собщил другу берксоновцу Капустяну Виктору Михайловичу (http://rema.44.ru/) о вашем посте.
Он сказал резкие слова в отношении приводимого текста. И я с ним согласен. Анри Берксон другой!
jaschil_14hane
26 авг, 2013 20:23 (UTC)
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! ПОЧЕМУ-ТО МЕНЯ ЗАНИМАЛА ТЕМА: БЕРГСОН И ФОМА АКВИНАТ...
( Ознакомиться с обсуждением резолюции ЦК - 4 — Внести ценное предложение )

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono