June 21st, 2007

Осень

О "деловой репутации" церковной братии

Недавно стало известно, что Валаамский монастырь борется за свою "деловую репутацию". 30 мая 2007 года Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, вызвал в суд редактора московского научно-просветительского журнала "Скепсис" Сергея Соловьёва. Кроме С. Соловьёва, в числе ответчиков в суд г. Сортавала (Карелия) были вызваны житель острова Валаама Дмитрий Синица и администратор сайта www.sortavala.ru Александр Луговской.

Тому причиной стала опубликованная более года назад статья Дмитрия Синицы "Мы стали бесправными жителями в Монастыре". Содержащиеся в ней сведения, по мнению братии, "порочат деловую репутацию" монастыря. Требования по истку таковы: признать сведения, содержащиеся в статье, не соответствующими действительности; с её автора Дмитрия Синицы взыскать возмещение юридических расходов (85 тыс. рублей), а двум другим ответчикам (С.Соловьёву и А.Луговскому) — опубликовать опровержение. Судебное заседание назначено на 26 июня 2007 г.

У редакции журнала "Скепсис" этот иск вызывал закономерное удивление. Дело в том, что их публикация дословно воспроизводит текст статьи, ранее опубликованной на сайте www.portal-credo.ru от 10.04.06, который постоянно публикует все новые и новые перипетии этой истории. Но даже беглый просмотр других сайтов позволяет найти эту же статью с датой публикации, например, от 07.04.2006. Этот же материал с некоторыми изменениями был опубликован на сайте другого ответчика www.sortavala.ru от 24.04.2007, при чем эта публикация является частью доклада "О ситуации с обеспечением прав жителей поселка Валаам" правозащитной организации Московская Хельсинская Группа.

Затем, в иске присутствует формулировка "деловая репутация". Т.е. Валаамский мужской монастырь, выходит, является коммерческой организацией, чей "бизнес" понес убытки. Вот только от приведения конкретных фактов "упущенной прибыли" монастырь скромно воздержался.

Кроме того, оспариваемые монастырем факты неоднократно получали освещение в СМИ, а также были приведены в вышеупомянутом докладе МХГ.

Редакция журнала "Скепсис" полагает, что журнал был выбран в качестве ответчика как последовательное антиклерикальное издание, регулярно выступающее против сращивания церкви с государством, против передачи церкви государственной, в том числе музейной, собственности, против проникновения религии в образование.

Редакция готова защищать свои права на свободное распространение информации в суде, и будет продолжать информировать о ходе процесса всех заинтересованных лиц.